В Федеральный закон №16 от 09.02.2007 г. внесены изменения Федеральным законом №2 от 30.01.2024 г.
Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий сотрудникам служб транспортной безопасности сбивать беспилотные аппараты. Соответствующий документ размещен на сайте официального опубликования правовых актов.
В законодательстве закрепляется понятие «беспилотные аппараты». К ним отнесены беспилотные воздушные, подводные и надводные суда и аппараты, беспилотные транспортные средства и иные автоматизированные беспилотные комплексы.
При этом закон разрешает подразделениям транспортной безопасности подавлять беспилотники в целях защиты от актов незаконного вмешательства по отношению к объектам транспортной инфраструктуры, вокруг которых установлены зоны безопасности. В том числе разрешается уничтожать беспилотные аппараты. Порядок принятия решений о подавлении беспилотников должен быть разработан Минтрансом совместно с ФСБ.
Кроме того, в соответствии с законом, субъекты транспортной инфраструктуры должны безвозмездно предоставлять ФСБ здания, сооружения, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи для выполнения задач на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и в метрополитене.
Оперативные органы единой системы организации воздушного движения получают полномочия регистрировать нарушения использования воздушного пространства РФ в порядке, который установит Минтранс. Также Минтранс получает полномочия утверждать порядок разработки, установления, введения и снятия временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений использования воздушного пространства.
Согласно закону, разработка и изготовление легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, которые не используются для коммерческих воздушных перевозок пассажиров, не подлежат обязательной сертификации. При этом уточняются полномочия Минтранса в части утверждения федеральных авиационных правил, в том числе устанавливающих порядок привлечения сертификационных центров и испытательных лабораторий к проведению обязательной сертификации.
Конкретизируются правовые нормы, регламентирующие порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа; правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ и взимания рассчитанной на их основе платы.
Закон также прописывает правовые основы для получения разрешения на воздушную съемку и другие способы дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна (в том числе с БПЛА). При этом устанавливается, что полученные материалы подлежат контрольному просмотру. Его будет проводить орган, уполномоченный кабмином.
Кроме того, уточняются положения, регламентирующие поиск и спасение терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей; космонавтов; а также людей, терпящих бедствие на море.