В Координационном центре Правительства Российской Федерации Минтранс России провел первую сессию в сфере обустройства пропуска через государственную границу Российской Федерации с участием представителей более 20 министерств, служб, ведомств и учреждений федерального уровня, ассоциаций, некоммерческих организаций, учебных заведений и представителей бизнеса.
В рамках мероприятия обсуждались вопросы, связанные с нормативным правовым регулированием в области обустройства пунктов пропуска, строительством, реконструкцией, содержанием и эксплуатацией, а также цифровизацией пунктов пропуска.
Начальник инспекции по контролю в сфере транспорта Департамента аудита транспорта и международного сотрудничества Счетной палаты Российской Федерации Ацамаз Дедегкаев рассказал о высокой степень взаимодействия Счетной палаты с Минтрансом России и ФГКУ Росгранстрой в ходе контроля реализации мероприятий по содержанию, строительству и модернизации пунктов пропуска. Он подчеркнул, что по итогам проведенного контрольного мероприятия Счетной палатой направлены предложения в Правительство РФ. Их реализация будет способствовать решению задач, стоящих перед Минтрансом России и Росгранстроем.
В свою очередь, директор Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России Михаил Кокаев отметил, что в условиях изменения конфигурации транспортно-логистических потоков и санкционной политики недружественных стран вопросы обустройства пунктов пропуска приобретают особое значение. В целях решения задач по развитию системы пунктов пропуска ведется большая работа по совершенствованию нормативного правового регулирования в этой сфере. Благодаря проведенной Минтрансом России работе утверждены нормативы затрат на содержание пунктов пропуска, с 6 до 1 месяца сокращен срок согласования и регистрации Минюстом России приказов о реконструкции пунктов пропуска, определены иные места прибытия грузов в ряде пунктов пропуска, где ведется реконструкция (Бурачки, Верхний Ларс, Яраг-Казмаляр). Кроме того, в 2 раза сокращены регламентные сроки проведения закупочных процедур, нормативно закреплено заключение контрактов «под ключ» (проектирование и строительство выполняется в рамках одного контракта), изданы правила режима в пункте пропуска.
Руководитель ФГКУ Росгранстрой Геннадий Безлобенко сообщил о беспрецедентном объеме работ по обустройству пунктов пропуска, который предстоит выполнить до конца 2027 года. Будут модернизированы 84 пункта пропуска, мероприятия по 5 из них уже выполнены. В 2022 году планируется реализовать не менее 65 мероприятий. Это завершение реконструкции, оснащение оборудованием, ремонт и капитальный ремонт пунктов пропуска. За один только год будет выполнен беспрецедентный объем работ равный тому, что был проведен за последние 5 лет.
Особое внимание глава Росгранстроя уделил новым подходам к проектированию и строительству пунктов пропуска. Внедрение подхода «жизненный цикл», практики заключения контрактов «под ключ», применение BIM-технологий, позволяющих создать цифровую модель любого объекта в формате 3-D, и разработка унифицированных типовых технических решений и требований к проектированию, строительству и техническому оснащению зданий позволят избежать ошибок на этапе проектирования, организовать качественный и эффективный контроль за ходом строительства, эксплуатации и расходом бюджетных средств.
О совершенствовании работы в области содержания пунктов пропуска рассказал заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Павел Брюхов. Он доложил, что решена проблема 10-летнего дефицита финансирования вопросов содержания и эксплуатации пунктов пропуска. Благодаря этому заключены долгосрочные контракты на содержание и эксплуатацию, началась масштабная работа по их оснащению, капитальному и текущему ремонту, улучшению состояния инфраструктуры и созданию комфортных условий пребывания в погранпереходах.
Ключевой темой выступления заместителя руководителя ФГКУ Росгранстрой Ивана Беломестнова стала цифровизация пунктов пропуска. Он рассказал о перспективах внедрения системы пропуска, интегрирующей множество технологических систем по принципу «одного окна», о внедрении технологии портальных инспекционно-досмотровых комплексов, о реализации совместно с Госкорпарацией «Росатом» проекта оптимизации процессов убытия и прибытия товаров и транспортных средств в пунктах пропуска и о создании информационно-аналитической панели, разработанной для мониторинга ситуации в пунктах пропуска.
Завершая сессию, заместитель Министра транспорта Валентин Иванов отметил конструктивный характер работы и стратегическое значение проведения сессии в таком широком формате, поблагодарил участников за идеи и предложения по обсуждаемым темам и поддержал проведение встреч на регулярной основе. «Укрепление межведомственного взаимодействия способствует эффективному решению вопросов обустройства пунктов пропуска, развитию международных транспортных коридоров и внешнеэкономической деятельности», − заключил он.