Северо-Западный учебно-методический Центр
«Транспортная безопасность»



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 Максимальное наказание за хулиганство на транспорте ужесточится до 5 лет лишения свободы. Если же дебоширы хулиганят организованной группой либо сопротивляются представителю власти, то им будет грозить срок в 7 лет. Ну, а любителям «повеселиться» с применением разного рода взрывных устройств тюрьма станет родным домом на все 8 лет.

Такие поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы представил на пресс-конференции в «Российской газете» председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Он является одним из авторов нового законопроекта. По его словам, поправки уже одобрены профильным комитетом, и в феврале закон выносится на рассмотрение Госдумой во втором чтении.

Проблема безопасности на транспорте в последнее время достигла острого общественного накала. Причиной стали дикие происшествия в поездах и на воздушных судах, где некоторые пассажиры в состоянии опьянения создавали реальную угрозу жизни и здоровью людей. Одна скандальная история получила особенно широкую огласку и общественное звучание благодаря записи на камере видеонаблюдения. Некий предприниматель Сергей Кабалов, направлявшийся на отдых в Хургаду на борту самолета «Когалымавиа», в состоянии изрядного подпития не просто размахивал кулаками, но избил стюарда и силой рвался в пилотскую кабину самолета. Мособлсуд приговорил дебошира к 3,5 года колонии строгого режима.

Были случаи, когда «героями» скандальных происшествий становились известные, как принято говорить, публичные люди — спортсмены, артисты и даже высокопоставленные чиновники. Но бывали даже и курьезные случаи. Например, британская художница российского происхождения Галина Русанова устроила в самолете своего рода дегустацию трудно сочетаемых ингредиентов — пила вино и жидкое мыло, а закусывала снотворным и антидепрессантами. Такой убойный «ерш» привел ее в состояние дикого раскрепощения. В какой-то момент она вообразила себя собакой и, войдя во вкус, искусала американскую бортпроводницу за ногу. Поднялся такой бедлам, что рейс из Лос-Анджелеса в Лондон был сорван. Художницу приговорили в итоге к 22 дням исправительных работ в США и штрафу в 30 долларов.

Наши любители «расслабиться» тоже чаще всего отделываются лишь административной ответственностью и не особенно чувствительным штрафом. Однако людям в конце концов надоело чувствовать себя заложниками пьяных выходок дорожных хамов, и общественность стала требовать принятия более радикальных мер к любителям «принять на грудь» перед дальней дорогой. Были предложены разного рода меры, как, например, запрет распития спиртных напитков на борту самолета, что, кстати, некоторые авиакомпании встретили в штыки. Авиаперевозчики поставили вопрос о «черных списках» пассажиров, чтобы тому, кто хоть однажды «отметился» на борту, уже не продали билет на самолет. Но ни эти, ни другие возможные ограничения не вразумили поклонников «зеленого змия».

Именно алкоголь, считают эксперты, исследующие проблему авиапроисшествий, является главной причиной их возникновения. Некоторые люди боятся высоты и полетов и стараются заглушить эту боязнь спиртным. Но не все знают, что организм человека ведет себя на высоте совершенно иначе, чем на земле. По данным медицинских исследований, на высоте 10 тысяч метров, на которой обычно и выполняются перелеты, алкоголь всасывается в кровь в 2 — 3 раза сильнее обычного. Соответственно, человек может неожиданно опьянеть даже от дозы, которую считает для себя вполне безобидной. А опьянев, потерять контроль над своими поступками. Один важный пассажир вип-класса, оказавшись в таком положении, пытался в полете открыть дверь самолета, чтобы «подышать свежим воздухом» и даже вступил в рукопашную схватку со стюардами, не пускавшими его к заветной рукоятке. Разве человек в трезвом уме и твердой памяти пошел бы на столь безумный шаг?

Теперь депутаты решили более радикально изменить ситуацию. И ввести уголовную ответственность за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств.

Речь идет, подчеркнул на пресс-конференции Павел Крашенинников, не только о воздушном, но и о железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, а также «ином транспортном средстве общего пользования», как сказано в проекте нового закона. Стало быть, сюда можно отнести и городской либо междугородний автобус, а также трамваи. Правда, эти виды транспорта требуют согласования с рядом ведомств, поскольку автобусы и трамваи находятся в ведении муниципальных властей. Речь заходила также и о маршрутных такси, которые тоже нередко становятся ареной хмельных разборок. Но по ним тоже нужно решение в соответствии с существующим реестром транспортных средств. Вот обычное такси, сказал глава Комитета, под нормы закона не подпадает.

Неплохо было бы прописать в этом законе также и санитарную машину «скорой помощи», которая в последнее время становится почти ежедневным источником полукриминальных новостей. К сожалению, она не вписывается в определение «транспортное средство общего пользования», поскольку относится к разряду средств специального назначения. Но, пояснил Павел Крашенинников, в Думу уже внесены законопроекты, которые предусматривают ответственность за воспрепятствование врачебным бригадам «скорой помощи» выполнять свои обязанности, а также и ответственность самих медицинских работников, если они отказываются выполнять профессиональные функции. Известен случай, когда участковый врач отказалась пешком подниматься на шестой этаж, поскольку лифт в доме не работал, и тяжело больного ребенка пришлось на руках выносить для проведения медосмотра прямо на лестничной площадке. Эти законопроекты, которые надежно защитят врачебные бригады и машины «скорой помощи» от варварских нападений разбушевавшихся пьяных хулиганов, равно как и пациентов от недобросовестных медработников, сейчас готовятся в Комитете и могут быть внесены на рассмотрение Думы уже в феврале.

Как пояснил Павел Крашенинников, под термином «хулиганство» понимается грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Максимальное наказание за такое деяние предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Если же деяние было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с сопротивлением представителю власти или другому лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, то максимальное наказание грозит в виде лишения свободы на срок до 7 лет. В случае, если хулиганские действия совершены с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, то наказание последует лишением свободы на срок до 8 лет.

Глава Комитета Госдумы отметил, что введение уголовных мер не отменяет и гражданско-правовой ответственности, если в результате хулиганских действий был нанесен ущерб. Если дебошир разбил мебель или покалечил оборудование, ему придется ответить и рублем. Такое нередко случается, особенно в поездах. По данным РЖД, только за год железная дорога лишилась более сотни разбитых стекол.

Тут, правда, есть одна особенность. Чаще окна бьют не поездные дебоширы, а уличные хулиганы, которые бросают камни в стекла проходящих составов. Как правило, это малолетние недоросли. Они же «балуются», пытаясь ослепить пилотов заходящих на посадку самолетов лазерной указкой большой мощности. То, что это далеко не баловство и лазерный луч может привести к жуткой трагедии, хулиганы не задумываются. Такие правонарушения станут предметом нового закона, проект которого также будет подготовлен в феврале.

На пресс-конференции заходила речь и о так называемых «зацеперах». Среди молодых людей стала модой безумная бравада — взобраться на ходу на крышу электрички или даже метропоезда и исполнить там дикий танец. Очень часто — последний в жизни. Много таких безумцев гибнет, и спокойно смотреть на это уже невмоготу. Поэтому, сказал Павел Крашенинников, любители столь экстремального риска скоро тоже станут фигурантами специального закона.

Любое транспортное средство, подчеркнул глава законодательного Комитета Госдумы, это источник повышенной опасности. Поэтому ответственность за хулиганские действия в транспортном средстве, будь то морское или речное судно, вагон поезда, борт самолета, должна быть очень серьезная. Введение уголовной ответственности за такие деяния позволит, с одной стороны, эту проблему локализовать, с другой — это может быть превентивной мерой. Как пассажиры, так и те, кто управляет транспортным средством, будут знать, что наказание для нарушителей серьезно и неотвратимо, — заявил Павел Крашенинников.

+ 7 (812) 6 777 398

Санкт-Петербург,  ул. Белоостровская, д. 20 БЦ «Белоостровский, офис 36 Б  

Учредитель – 
Ассоциация «Транспортная безопасность»

 


Яндекс.Метрика